Ласковое время

Ласковое время

Трупоядение

Мелюзина

Снежная королева

Он родится зимой

Всё в твоих руках

 

Некоторые из этих картин совсем недавно украшали собой один из питерских ресторанов. Их создатель, Вера Донская-Хилько, по просьбе администрации согласилась организовать там выставку своих работ, объективно достойных войти в коллекцию любой серьезной мировой галереи. Ее полотна были варварски изуродованы ножом некоего полупьяного психопата, которому, очевидно, покоя не давали лавры маньяка, плеснувшего кислотой на великую «Данаю» Рембрандта. Такова сила истинной красоты - являться катализатором подсознательных стремлений людей, заставляя эмоции выплескиваться наружу и показывать миру настоящее лицо субъекта восприятия. Или морду, рожу, рыло. Тут уж всё от этого самого субъекта зависит.
Вера Донская-Хилько - наша с вами современница. Правнучка оперного певца Лаврентия Дмитриевича Донского, в совершенстве владеющая техникой художественного мастерства, она работает в символико-герменевтическом ключе.
Герменевтика - это учение о знаках и символах в искусстве, своего рода «шифровка», эзопов язык художника. Вера Донская-Хилько пишет портреты, пейзажи, у нее есть ряд работ на классические библейские сюжеты, но мы сейчас остановимся на одной только грани ее таланта - полотнах эротического содержания, неизменно вызывающих бурю противоречивых эмоций у людей, которые их видят - от бесконечного восторга до самой настоящей идиосинкразии.
В казино «Конти» картины Веры были восприняты, мягко говоря, неоднозначно. Их сочли… чересчур вызывающими и «неприличными». Звучит абсурдно для игорного заведения с ежевечерними стриптиз-шоу, и тем не менее, факт остается фактом! Написанные на холстах девушки и мужчины кому-то кажутся «скандальнее» голых танцовщиц-стриптизерок!.. Они - не «скандальнее». Они - сильнее, духовнее, они окружены почти осязаемой аурой чувственности и страсти и буквально излучают мощнейшую сексуальную энергетику. Объяснить это ярые противники творчества Веры не могут - у этих людей не хватает интеллекта вербализировать свои смутные ощущения и честности перед самими собой признать собственную душевную, а подчас и физическую несостоятельность. Зато могут запретить, охаять. Или воткнуть нож. Картина-то сдачи не даст. Полотно беззащитно. С ножом против нарисованной женщины легко быть самцом-героем… Картина настоящего Мастера всегда - зеркало эпохи. Можно бесконечно говорить о судьбе «пророка в своем отечестве» или о том, что «во все века» делают люди с «ясновидцами и очевидцами». Сильно сомневаюсь в том, что кто-либо из «непосвященных» способен грамотно прочесть символику полотен Веры Донской, но ведь наши чувства часто оказываются сильнее разума.
Давайте попробуем постичь азы этой «знакописи» на примере нескольких работ Веры Донской.
Вот - одна из наиболее, на мой взгляд, выразительных, прекрасных и наполненных глубоким философским содержанием картин «Ласковое время». Что это? Куннилингус на природе?.. В левой части полотна - обнаженная красавица-брюнетка с темно-коричневой кожей. Агрессивная «коричневая» власть, время которой течет сейчас… и мужчина справа, эпосный, былинный архетип богатыря-славянина: коленопреклоненный народ, существующий ради ее удовлетворения.
Другое полотно - «Трупоядение». В символическом искусстве человек, изображаемый спиной к зрителю, - это человек умерший. На картине женщина с красными волосами - мертвая «красная» страна, пожираемая черным котом-буржуа на фоне золотых маков, то есть процветающего наркобизнеса. И маленькие фаллические мухоморчики внизу - то, что достается народу вместо денег.
Еще одна работа Веры - «Мелюзина». Это имя в европейской культуре традиционно ассоциируется с мифической женщиной, изнасилованной дьяволом и породившей псов-церберов, хранителей адских врат. Слюна псов, падая на землю, становится цветами-окантами, символизирующими гибель. Мелюзина с зеленым, извивающимся в форме знака доллара, хвостом, увенчанным причудливым тюльпаном (знак биржевой игры), обнимает мужчину-народ, к которому одновременно бессовестно лезет в карман.
Интенсивно насыщена символикой и «Снежная королева». Здесь отчетливо звучит перекличка с пушкинским - …Там рак верхом на пауке, Там череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке… Женщина в центре холста - обозначение страны. Ее золотые волосы, волной рассыпавшиеся по правому плечу, - власть денег. На две трети полотна раскинул сеть паук-хищник, «Черная вдова», но то, что остается за пределами смертоносных тенет, указывает на нескованность, внутреннюю свободу определенной части людей. Гуси - это обреченный на съедение народ. Кот, сидящий на капусте, «читается» совсем просто, равно как и мухоморчики-«хрены», которые уже упоминались выше. «Снежная королева» была написана в 1998 году, когда на Россию обрушились и чеченская война, и дефолт - какое уж тут счастье для народа? А вот такое… Недаром и левая рука женщины, скрытая между ног, указывает на цинично-пренебрежительное отношение властей предержащих к тем, кто находится под их «мудрым» управлением. Милая, пронзительно-светлая работа Веры Донской - «Он родится зимой». Очаровательная, словно светящаяся изнутри, беременная красавица, настоящий апофеоз самой воплощенной женственности. И всё же, почему дитя появится на свет зимой, почему будущее непременно должно прорасти сквозь лишения, войны и голод? Потому что на это указывает весь ход современной российской истории, нравится нам такое положение вещей или нет…
У Веры никогда не бывает «случайных», ничего не значащих, не несущих никакой смысловой нагрузки, деталей - вплоть до количества персонажей, тычинок в цветах или деревьев на заднем плане. На ее картины недостаточно просто смотреть, их нужно суметь правильно увидеть и прочитать. Но при всём том они остаются невероятно, пугающе эротичными и живыми. Не холодная отточенность техники, а безумный накал подлинной, глубокой страстности, заставляющей трепетать каждый нерв зрителя, грациозная мягкость нежных женских фигур и агрессивная, почти первобытная красота и мощь мужских персонажей притягивают и вызывают восторг. То есть, по сути, зритель волей-неволей становится со-участником мистерии полотна, субъектом действия - одновременно и его эстетическое чувство, и совершенно «животное» начало, и разум активно включаются в процесс созерцания.
Но что остается делать тем, чей мозг ленив и не любопытен, представления об искусстве весьма смутны, а либидо слишком слабое? Какое уж тут со-творчество! Уничтожить то, во что не «въехать», и дело с концом. Вот тут-то мы и пожинаем плоды «деятельности» духовных (подозреваю, что не только…) импотентов. «Меня тошнит от этой мерзости!» - беснуется подобный горе-плейбой в «Конти». «Снимите со стен это безобразие!» - вторит ему фрустрированная дамочка-ханжа в кафе. «Горячие финские парни» запрещают выставлять работы Веры в Центре современного искусства в Хельсинки, и картины возвращаются в Питер, две недели пролежав под замком. А теперь вот - недоделанный Чикатило хватается за нож (между прочим, тоже фаллический символ, это вам любой психоаналитик подтвердит) и «насилует» картину, вонзая его в нарисованные женские половые органы. Ну, если больше вонзить нечего и некуда, что ж ему, бедолаге, еще-то оставалось? Это не мистика, господа. Это клиника…
Одна из картин Веры Донской-Хилько - «Всё в твоих руках» - была попросту украдена с выставки. Наверное, кто-то воспринял ее название как руководство к действию. Тоже, в общем, комплимент художнику, хотя и весьма сомнительный. Работы такого уровня обладают не только художественной, но и немалой материальной ценностью. Бессовестно грабить их создателя варварство немногим меньшее, чем покушаться на эти полотна, кромсая их как придется. Слишком много душевных сил отдано каждому образу, сил, в денежном эквиваленте неисчисляемых.
Неадекватное отношение к изображению обнаженной натуры вообще - это признак психического уродства и вырождения нации. Если тело человека храм Божий, то как можно не любоваться и не восхищаться им бесконечно? Эротическое искусство упорно прорастает сквозь любые запреты чиновников-ханжей, как пробивает камень трава, утверждая вечное торжество жизни. Картины Веры Донской-Хилько - тому лучшее, убедительнейшее подтверждение.


Анна Варенберг

Танец с попугаем


Соло Василиска

Базарная трагедия

Год тигра

Девушка с персиками

Обнажённая